вторник, 27 мая 2014 г.

Плыть в одной лодке


Я давно задумала этот пост, но никак не могла придумать название. А потом посмотрела на эти фото, сделанные пару недель назад в деревне, и название пришло в голову. Мой пост будет о том, как важно находиться в одной лодке с ребенком, плывя по бескрайнему океану знаний и информации, как важно следовать в одном направлении на пути исследования мира.

Иногда у меня спрашивают, есть ли у нас с сыном и нужна ли вообще какая-то система домашний занятий. Это сложный вопрос, потому что однозначного ответа на него нет. Это как с пресловутым режимом, за который так радеют наши педиатры. Режим у нас есть, но я никогда не устанавливала его специально, он сложился сам по себе. Так и с занятиями.

На этой неделе мы говорим про космос, а на следующей неделе про насекомых - такая система удобна для взрослых, но никак не для ребенка. Дети усваивают информацию хаотично - там что-то схватили, здесь услышали, тут подсмотрели. Системы в этом нет. И на удивление в этих маленьких головках все как-то укладывается самым правильным образом, просто должно пройти некоторое время. А любая система для них скучна, а иногда и губительна в их стремлении узнавать новое. Так родители иногда берут готовые планы обучения и пытаются по ним заниматься с ребенком, но быстро понимают, что малыш теряет интерес или вовсе отказывается двигаться вперед. Ему становится скучно. Скорее всего, это происходит потому, что тему для исследования он не сам нашел, а ему ее навязали.

На мой взгляд, лучший способ домашнего обучения - это следование за ребенком. Например, малыш заинтересовался муравьем, долго разглядывал его, спрашивал, приходите домой, открываете энциклопедию или ищете информацию в Интернете. Отвечаете на ребенкины вопросы, предлагаете самому подумать над ответами. Сразу же появляется тема для творчества - муравьев можно рисовать и лепить из пластилина. Если интерес ребенка не угасает, то продолжаете вместе искать информацию. Ищете художественные книги по теме, идете на выставку насекомых, изучаете строение муравейника, рисуете его, разводите муравьиную ферму. 

В Монтессори существует вид деятельности, который называется "проекты". Эта такая эфемерная штука, о которой вы не прочтете ни в одном пособии. Суть в том, что когда в группе детей назревает устойчивый интерес к какой-то теме (а он обязательно назреет, только лишь потому что это дети), тогда педагоги подхватывают тему и начинают ее развивать. В итоге это выливается в какое-нибудь масштабное исследование или творческий проект. Причем какой бы узкой тема ни была, с ее помощью можно охватить очень много областей знаний. Например, увлекся ребенок большими кошками. Тут вам и биология - многообразие видов, строение тела, образ жизни и питания, среда обитания и пищевые цепочки - заодно и всех соседствующих животных изучим. Это обязательно география - ведь кошки живут в разных концах света. Тут и физика, так как, например, гепард - самое быстрое животное на Земле, может бегать со скоростью автомобиля и именно особенности строения его тела помогают ему так быстро бегать.

Некоторые дети любят надолго зависать на одной теме и кажется больше ничем не интересуются. И родители опасаются, что ребенок упустит другие области знаний. Но опасения напрасны. Большую часть информации ребенок впитывает периферийно и обязательно усвоит еще много всего, к тому же если этому способствует среда. А вот углубляясь в одну тему ребенок учится докапываться до сути, доводить дело до конца.  К тому же его увлечения можно хитро использовать в обучении. Увлекся малыш машинами, можно учиться считать именно их, прибавлять, отнимать. Можно изучать буквы с помощью названий марок машин, учиться писать их и т.д.

Своим постом я призываю получше присмотреться к своему ребенку, и когда он проявит к чему-то интерес и решит отправиться в путешествие, запрыгните с ним в одну лодку и следуйте по его курсу. Вы и сами поймете как это увлекательно и полезно для вас обоих

5 комментариев:

  1. Спасибо огромное, озарение прям!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Вика, у тебя очень правильный призыв. Многие родители зачастую присматриваются к собственным амбициям в большей степени, нежели к собственному ребенку.
    Кстати, видела фильм "Черная лебедь"? Не фильм, а сплошная педагогическая задачка.

    ОтветитьУдалить

Leave a comment