суббота, 30 ноября 2013 г.

Игрушки и развивающие материалы для детей в возрасте от 2 до 3 лет


Я очень долго готовила этот пост, размышляла над ним, а он все никак не клеился. В один момент, я поняла в чем загвоздка. Дело в том, что для детей в возрасте от 2 до 3 лет игрушки, как таковые, практически не нужны. Наверное, это прозвучит странно для многих, но это действительно так. Это тот благодатный возраст, когда палка, найденная на улице превращается в ружье, папин ремень в змею, а простая коробка в кораблик. Фантазия развивается бурно и придуманное, сделанное своими руками приобретает гораздо большую ценность, чем целый пакет игрушек из детского магазина.


Кроме того, тоддлеры, а именно о них сегодня мы будем говорить - это маленькие помощники, любящие делать домашнюю работу. Монтессори педагоги и родители хорошо знают, что главная среда тоддлеров - это зона практической жизни. В возрасте от 2 до 3 лет ребенок учится обслуживать сам себя, поддерживать порядок, делать домашнюю работу и делает это с удовольствием и интересом.

В моем любимом блоге How we montessori я увидела вот этот коллаж из материалов для практической жизни, и мне кажется, что это то, что действительно нужно детям в возрасте от 2 до 3 лет

  • Ведро с тряпкой, чтобы вытереть пол
  • Совок и щетка, чтобы подметать со стола
  • Фартук
  • Поднос, чтобы удобно переносить предметы (помогать накрывать на стол, например)
  • Щетка, чтобы подметать с пола
  • Щетка для мытья чего-нибудь (обуви, например)
  • Сушилка для белья с прищепками (прекрасное упражнение)
  • Кувшин и стакан (малыш сможет научиться наливать воду)
  • Салфетки, чтобы протереть стол
  • Салфетка для сервировки стола


Также Кейли (автор блога) наилучшим образом демонстрирует предметы, которые пригодятся нам и малышу на кухне. Ведь сейчас самое подходящее время для совместной готовки!


Так, задумываясь о покупке чего-нибудь интересного и полезного для своего двухлетнего сына, я поняла, что главным магазином для нас сейчас является не магазин игрушек, а находящийся по соседству магазин тысячи мелочей. Вот уж где раздолье в выборе действительно нужных для ребенка вещей!

Тем не менее, мы в любом случае отправимся в магазин игрушек, руководствуясь целью ничего не пропустить, а также не имея большого количества времени, чтобы делать игрушки и материалы для детей самостоятельно. А в магазинах, как всегда, масса всего, но того, что действительно нужно - не так уж и много.

В своем обзоре я не буду давать никаких ссылок, т.к. не всегда имею представление о качестве тех или иных игрушек. Я просто перечислю какого типа игрушки и развивающие материалы пригодятся для возраста 2-3 лет.

Пазлы. Могут быть простыми или сложными, в зависимости от того, насколько хорошо у ребенка развито логическое мышление. При выборе ориентируйтесь на уровень развития ребенка. К трем года большинство деток уже способны освоить картинки из 12 элементов


Мозаики. Много сейчас хороших мозаик производят, поэтому выбрать будет не сложно


Вот еще хорошие мозаики-головоломки. Они пригодятся ближе  к трем годам



Рамки-вкладыши. Тоже становятся более сложными, чем для возраста  до двух лет. Вкладыши могут быть составными




Бусины. Крупные или мелкие - все зависит от того насколько хорошо развита моторика у малыша. Если до двух лет рекомендовалось использовать специальный шнурок с твердым и удлиненным наконечником, то сейчас уже можно учиться нанизывать на обычный шнурок


Шнуровки. Чего-чего,  а вот выбор шнуровок в наших магазинах обширный. Начинайте с самых простых и постепенно переходите к сложным



Сортеры. Более сложные, чем для двух лет, с бОльшим количеством элементов разных форм


Еще мне нравятся вот такие домики с дверцами, чтобы открыть которые нужно подобрать правильный ключ



Головоломки. Подобного типа сейчас довольно часто встречаются в магазинах


Конструкторы. Помимо "Лего" и ему подобных хороши деревянные конструкторы с набором различных форм (очень популярные в Вальдорофской педагогике)


А также конструкторы с болтиками


Доски для рисования мелом и маркерами. Как альтернатива рисованию на бумаге, а также удобная вещица, которую можно взять с собой в дорогу


Набор букв и цифр, если ребенок проявляет к ним интерес


Набор детской посудки - отличный материал для сюжетных игр






Набор детской мебели необязательно покупать, можно сделать самим из картона


В возрасте от 2 до 3 лет  у ребенка активно развивается сюжетная игра, поэтому все что обычно составляет атрибуты детской комнаты - куклы, машинки, фигурки животных, игровые наборы (магазин, в доктора) - все уже актуально независимо от пола.

Рыбалка, знакомая нам с детства забава. Развивает у детей ловкость и умение концентрироваться


Также, конечно, не забывайте, что пластилин, краски, бумага, клей понадобятся теперь в неограниченных количествах



И напоследок не забудьте прихватить из отдела канцелярии безопасные детские ножницы 


Кроме того многие игры и игрушки, которые мы покупали в прошлом году, тоже скорее всего будут еще актуальны. Смотрите и читайте мой пост об игрушках и развивающих материалах для детей от года до двух лет.

Я желаю вам приятных совместных занятий и игр, а также буду рада узнать, во что играют ваши тоддлеры!


10 комментариев:

  1. Спасибо! Очень полезный обзор!

    ОтветитьУдалить
  2. Вика, спасибо за пост! Только вот точно не соглашусь про рыбалку, мне кажется ее с года можно смело пробовать, мы во всяком случае во всю играем. И понемногу уже осваиваем чаепития с посудкой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я думаю, что после двух лет такие обзоры уже становятся несколько бессмысленными, потому что дети очень разные. Мой сын, например, до сих пор не играет в рыбалку, а ему 2 и 2)

      Удалить
    2. В детстве это была бы мечта любого ребенка.Эта ведь настоящая клетка!!!- в понимании какие мы строили для себя. Здорово.

      Удалить
  3. вика, здравствуйте! спасибо за ваш замечательный блог!
    пришла я к вам окольными путями из яндекса в поисках информации о том, чем можно заняться вместе с малышом шести месяцев.
    моему сыну сейчас почти 6 месяцев, он активно начал ползать. сама это новая физическая активность занимает его гораздо больше, чем какие-то игрушки. однако в период его физического "затишья" я не знаю, чем мне с ним заняться.
    в такие моменты я читаю книжки (барто, маршак, чуковский), играю с ним в мячик, ходим по квартире, смотрим развешенные картинки и в окно.
    ну а больше у меня фантазии и не хватает :(((

    возможно вы подскажете, что для ребенка его возраста будет интересно и полезно?

    заранее спасибо, юля

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте!
      Вы можете развешивать интересные для ребенка предметы по дому для того, чтобы малыш тянулся за ними. Подберите картонную коробочку с крышкой и положите туда игрушку - малыш будет пытаться открыть ее (если сидит). В целом, когда ребенок начинает сидеть,то открываются новые горизонты. Вот здесь я писала пост про игрушки до года http://33cows.blogspot.com/2012/08/blog-post_12.html#more
      Опять же если сидит, то можно насыпать крупные макароны в миску и перебирать их.

      Удалить
    2. Спасибо за ответ!
      Ребенок пока не сидит. Такой сейчас период, что все тянется в рот - сама игрушка как таковая не интересует =)

      Спасибо за ссылки - заготовки типа "копилка" уже есть. Ждет своего часа =)
      Вика, а вот про кубики вопрос можно? У вас простые деревянные - кажется, что небольшого размера, но вы их хвалите. Глупый вопрос задам, но что ребенок с ними делает? =) Они не цветные, практически одинаковые - сортировка по цвету задача не из легких будет, например.

      И вдогонку вопрос про карточки позволите? У меня есть картинки с овощами, фруктами и т.п. (подписанные), в т.ч. на английском языке. Как правильно работать с таким материалом (показывать и называть - это я понимаю) и в каком возрасте? Может, есть правила про количество секунд, которые их нужно держать перед ребенком. Опять-таки, он же будет тянуться к ним, хватать, мять - показывать, то нельзя? или давать пожевать?
      Если где-то кто-то уже про это написал - буду рада ссылки.

      Спасибо!

      Удалить
    3. Вика, а мой ответ на ваш ответ вы увидели?
      Я, по-моему, не в той ветке задала вопрос...

      Удалить
    4. Юля, здравствуйте! Да, видела сообщение, но не успеваю отвечать. Простите!

      Кубики особенно в раннем возрасте подходят исключительно для строительства башен и паровозиков. А, собственно, зачем они еще нужны?) Сейчас сын уже использует их вместе с другими конструкторами для более масштабных конструкций.
      Также кубики удобно использовать для счета и сравнения чисел, например, выкладывать разное количество кубиков в ряд и смотреть какое число больше(длиннее), но это уже на будущее.

      Вы уже нашли мой материал про работу с карточками, могу добавить, что если у ребенка нет интереса к самой картинке, то не стоит давать карточки на растерзание, как и книги, собственно. Улавливайте интересы ребенка и на их основе предлагайте рассматривать картинки. Например, он заинтересовался собакой на улице, покажите ему картинку собаки. Любит есть бананы, покажите картинку с изображением банана и т.д. Если интерес к картинке появился, то постепенно вводите и другие изображения. Жевать лучше не давать, для этого есть другие предметы, но и не стоит маниакально требовать супер-аккуратного обращения с карточками от малыша. Его интерес к картинке может опережать ловкость ручек, лучше плотно заламинируйте карточки. У нас есть карточка с изображением трактора, которую я ламинировала шесть раз и все равно она самая изношенная и мятая - уж очень сын любит этот вид транспорта))

      Удалить
    5. Вика, спасибо за развернутый ответ.
      Я не поняла, как настроить уведомления о ваших ответах, поэтому и засомневалась, что вы увидели пост.

      Удалить

Leave a comment