суббота, 14 декабря 2013 г.

Розовая башня, коричневая лестница, цилиндры и работа с ними

Больше всего в Монтессори-среде я люблю зону сенсорики, хотя нет - еще математики, ну и космос, конечно). Но все же сенсорика - это волшебство. Интересно, что когда эти материалы видят случайные люди,  они совсем не представляют, что с ними нужно делать. Но думают они так лишь в том случае, если они взрослые, а вот если они дети, то быстро разберутся, что к чему. Мне кажется, нет в Монтессори-среде более интуитивно понятного материала для ребенка, чем розовая башня, коричневая лестница, блоки с цилиндрами и коробочки с цветными цилиндрами. О них я сегодня и расскажу.




Для чего нужны сенсорные материалы? Как сейчас помню ответ на этот вопрос еще со времен учебы на курсах Монтессори - сенсорные материалы нужны для развития и утончения чувств. Размер, длина, объем, форма, цвет - все эти свойства предметов мы способны воспринимать с помощью наших чувств, в данном случае - с помощью зрения и осязания. Монтессори-материалы помогают развивать чувства восприятия до максимальных возможностей. Конечно, цвета и формы ребенок способен выучить без специальных материалов, но Монтессори-материалы помогают не просто научиться отличать большой куб от маленького, а красный цилиндр от зеленого, они помогают развить тонкое чувство восприятия предметов в пространстве и во взаимодействии друг с другом. С помощью Монтессори-материалов ребенок учится находить пары одинаковых или похожих предметов, а также выстраивать сериационный ряд - упорядочивать предметы по определенному признаку (от большего к меньшему, например).

Итак, четыре материала, о которых я сегодня хочу рассказать - это базовые сенсорные материалы, основа основ. Работать с ними можно начинать с 1,5 лет. Просто для малышей они имеют упрощенные вариации.

Розовая башня - символ методики Монтессори. Представляет собой десять деревянных кубов, длины ребер которых уменьшаются на 1 см. Работая с башней ребенок учится визуально различать величину, учится сравнивать предметы по размеру, учится строить сериационный ряд, усваивает понятия "большой" и "маленький"



На этом видео вы можете посмотреть классическую презентацию работы с розовой башней,  а также вам продемонстрируют то, как ребенок может проверить себя после ее построения. Еще там рассказывается о том, что если ребенок собирает башню, не соблюдая правильного порядка, в этом нет ничего страшного, это в любом случае взаимодействие с материалом и рано или поздно малыш научится видеть свои ошибки и соберет башню так как следует. Поправлять его не нужно. Во второй половине видео Монтессори-педагог проводит трехступенчатый урок на усвоение понятий "большой-маленький", "большой-больше-самый большой"



Но это только на первый взгляд кажется, что из розовой башни можно строить только собственно башню. На самом деле у этого материала много возможностей. 

Кубы можно раскладывать по проекциям 



Карточки с проекциями можно приобрести на этом сайте, а проще сделать самим


Из розовой башни можно строить замысловатые фигуры по схемам

Pink Tower Extension 1Pink Tower Extension 4


Схемы можно также изготавливать самим - это могут быть фотографии или нарисованные карточки, но тот кто экономит время может заказать набор таких карточек через Интернет, например здесь


К сожалению, самый главный недостаток материалов Монтессори - это их цена. Увы, но цены настолько высоки, что купить даже только основные материалы - очень накладно. Некоторые родители находят выход из положения и изготавливают Монтессори-материалы самостоятельно. Вот, например, схема изготовления розовой башни из картона. Инструкция






Или из дерева. Инструкция



Ну а вместе с малышом вы сможете сделать украшения на елку в виде маленьких башенок

 

Инструкцию по изготовлению башенки вы найдете здесь, а мы переходим к следующему материалу.

Коричневая лестница представляет собой десять призм, окрашенных в коричневый или черный цвет. Длины ребер боковых сторон призмы уменьшаются на 1 см. С помощью этого материала ребенок учится визуально различать площади и объемы, знакомится с понятиями "толстый" и "тонкий", учится строить сериационный ряд, развивает пространственное мышление



На этом видео педагог очень медитативно показывает классическую презентацию работы с коричневой лестницей, также ближе к концу, если вам хватит терпения:), вы сможете увидеть как проверить правильность построения лестницы с помощью самой маленькой призмы


Упражнения с коричневой лестницей аналогичны упражнениям с розовой башней. 

Это работа с проекциями. Для нее понадобятся такие карточки. Купить их можно здесь



И построение фигур по предложенной схеме или без нее

 


Еще коричневая лестница может "петь". Это упражнение так и называют "поющая лестница". Если пустить по "ступенькам" металлический или стеклянный шарик или провести клавесом, то вы услышите очень красивый звук. Дети просто обожают делать это



Но самое главное волшебство начинается в тот момент, когда мы начинаем работать с коричневой лестницей и розовой башней вместе. Два этих материала дают огромные возможности для конструирования






Все идеи собраны здесь и здесь







В блоге Lapappadolce есть еще одна большая подборка идей строительства из розовой башни и коричневой лестницы


Ну а мы двигаемся дальше и переходим к цилиндрам.

Блоки с цилиндрами представляют собой четыре деревянных коробочки с отверстиями, в каждое из которых вставляются соответствующие цилиндры с "пипочками". Каждый блок имеет свой принцип построения сериационного ряда. В первом блоке цилиндры одинаковые по высоте, но разные по толщине, во втором - одинаковые по толщине, но разные по высоте, в третьем и четвертом цилиндры отличаются и по высоте и по толщине. С помощью этого материала ребенок учится зрительно воспринимать величину предмета, сопоставлять цилиндры с отверстием (находить пару). Знакомится с понятиями "высокий-низкий", "толстый-тонкий", "глубокий-мелкий"



Блоки с цилиндрами не нуждаются в особенной презентации, как работать с ними дети понимают молниеносно. Важно обращать внимание на то, что берем мы цилиндр за "пипочку" - это способствует развитию "пинцетного" захвата. На этом видео можно посмотреть презентацию работы с блоками




Высший пилотаж - это собирать все блоки одновременно или с закрытыми глазами



Ну и последний материал, о котором я хочу сегодня рассказать - цветные цилиндры - состоит из четырех коробочек - зеленой, красной, желтой и синей, в каждой из которых находится по десять цилиндров. Цветные цилиндры полностью соответствуют цилиндрам в блоках 



И с ними  можно делать много-много всего. 

Цилинды можно выстраивать в сериационные ряды - и это  гораздо сложнее, чем с блоками, т.к. уже нет контроля ошибок в виде соответствующего отверстия


Можно строить разные замысловатые фигуры по схемам и без




Еще больше идей вы найдете здесь

Также в блоге montessoriworksblog вы найдете ссылку для скачивания карточек с образцами для строительства вот таких невероятных штук


Из цилиндров можно строить башни



Их можно совмещать с блоками. На этом видео вам покажут как это делается




Очень интересное упражнение -  выкладывать цилиндры на проекции. Такие схемы   можно купить на различных сайтах. Вот один из них http://cache1.abcteach.com. Но, конечно же, карточки несложно сделать самостоятельно


Купить карточки для сенсорных материалов Монтессори можно еще и на этом сайте shop.montessoriprintshop.com

Можно пойти и дальше, совмещая башню, лестницу и цилиндры, тогда границы для творчества станут еще шире







На сегодня я закончу потрошить свои кладези идей для работы с сенсорными материалами Монтессори. В следующий раз расскажу, как работает с ними мой двухлетний сын.

Также читайте другие материалы по теме сенсорного развития:





4 комментария:

  1. Может подскажите, где можно купить эти материалы б/у. (хотя бы розовую башню)?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хороший вопрос) Я поинтересуюсь у коллег, напишу Вам потом.

      Удалить
  2. Есть у меня идея склеить башню из толстого картона (толщиной 1 мм или еще толще) -но это пока как запасной вариант. Хочется готовый материал купить по приятной цене :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Мари! К сожалению, Монтессори-коллеги кроме avito больше ничего мне не порекомендовали...

      Удалить

Leave a comment