пятница, 15 февраля 2013 г.

Работа с карточками

Карточки - отличный методический материал для развивающих занятий с ребенком. Это также как и книжка, но с еще большими возможностями. Карточки можно сортировать, раскладывать, переворачивать, с ними можно придумать массу интересных занятий.

Одно из них - упражнение "предмет-картинка". Для него нам понадобятся фигурки животных и карточки с из изображениями. Начинать всегда стоит с двух-трех карточек, разложите их перед ребенком, назовите животных, а потом медленно расставьте фигурки на соответствующие картинки. В процессе еще раз животных называйте. Постепенно количество предметов и карточек увеличивайте. Когда ребенок хорошо усвоит это упражнение и начнет выполнять его самостоятельно, усложняйте задачу - добавляйте в набор "лишние" предметы или карточки, так чтобы кто-нибудь из животных оставался без места.



На полке это упражнение у нас выглядит так


Несколько слов о самих карточках. Важно обратить внимание на качество. Изображения предметов должны быть четкими и узнаваемыми, лучше  если это будут фотографии или детальные иллюстрации. Идеально, если предмет изображен в естественных условиях. Так, например, на фотографии ниже левый ряд карточек более удачен, чем правый. Рассматривая карточки с техникой, например, вы сможете обсуждать с ребенком, что самолет летает в небе, корабль плавает по морю, а трамвай ездит по рельсам.


Теперь к вопросу, где брать такие карточки. В детских магазинах стали появляться подобные методические наборы, но качество большинства из них оставляет желать лучшего.

Из того, что я видела, мне понравились карточки от фирмы "Вундеркинд с пеленок" (название - жуть!). Это карточки-фотографии из картона средней плотности с подписями предметов. Подписи напечатаны красными печатными буквами, что не соответствует моему взгляду на обучение чтению, да и сейчас они абсолютно лишние, поэтому все надписи я отрезала, а карточки заламинировала. 

Еще есть серия наборов от фирмы "Маленький гений". Там рисунки, но вполне реалистичные. Формат A5.


Еще мне понравились наборы от издательства "Страна фантазий". Купить можно здесь. Единственный минус в том, что они формата A4. Это не очень удобно для занятий, но зато хорошо подойдет для того, чтобы повесить картинки на стену.




Еще есть сайт "Карточки Монтессори", там можно купить PDF версию карточек и изготовить их самим.



Можно и самим сделать. Сфотографировать интересные для ребенка предметы, а потом также подбирать предметы к картинкам. Идея из блога How we montessori



14 комментариев:

  1. Спасибо вам большое за информацию по карточкам-фотографиям. Задумалась о приобретении в дополнение вундеркиндовских карточек. Когда мой сын был маленьким, к сожалению, такого разнообразия материалов не было. Мы пользовались тематическими карточками из серии "Окружающий мир". Но их минус в том, что они рисованные. А потом я стала покупать серию "Мир на ладошке". Это карточки по разным темам, собранные в 4 выпуска ( вот такие чемоданчики http://www.umnitsa.ru/cat/mir_na_ladoshke_vypusk_4/?b=ne1 ). Можно и по отдельности темы покупать. Эти карточки мне очень нравятся и по качеству, и по содержанию. Они очень плотные, ламинированные, а на обороте интересные факты и задания. Может и вам пригодятся. Я сейчас их и еще Суперкарточки (тоже от умницы) переделываю на английский. В Суперкарточках (на одной стороне красное слово, а на обороте картинка на белом фоне) хороший формат А5, но они не очень плотные. Зато дешевле).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пожалуйста) Да, мне тут совсем недавно рассказали про "Мир на ладошке", но сама я их еще не видела. Спасибо!

      Удалить
  2. Вика, а у вас много животных Шляйх? Начали мы свою коллекцию, но вот я в некотором замешательстве сколько их вообще надо и каких именно? С дитенышами или без? Вы по какому принципу покупали?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У нас около 15. Покупаем тех животных, которые у ребенка вызывают интерес. Больше всего он любит африканских, поэтому купили слона, льва, жирафа, зебру, бегемота, страуса. Еще несколько домашних животный и медведя. Да, я стараюсь покупать детенышей тоже, а также некоторые семьи собираем целиком. Так, например, у нас есть львица, лев и львенок. Это дает возможность расширять словарный запас, а также развивает у ребенка понимание биологической семьи. Мне кажется, это важным.
      В то же время, я думаю, не стоит покупать слишком много фигурок. Здесь важно не количество, а качество.

      Удалить
    2. Вот я тоже думаю, что много это будет перебором. А то смотрю некоторые собирают животных по континентам, тогда количество зашкаливает аж за 50. Хотя, конечно, идея использовать фигурки в тематических неделях про животных разных стран и привлекательна, но потом большая часть фигурок наверно будет валяться без дела... Мы пока собираем ферму с домашними животными, т.к. планирую их потом еще для самостоятельной игры с амбаром и полем. А вот с дикими как раз затруднилась, у дочки пока предпочтений своих нет, ей всего годик.

      Удалить
  3. Вика, где вы покупаете фигурки животных? И что такое шляйх?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Имеется в виду немецкая фирма Shleich - производитель фигурок животных. Качество у них отменное. Дешевле покупать эти игрушки в Германии, в России они есть, но с большой наценкой. Раньше эти игрушки продавались в сети магазинов ELC, сейчас не знаю, давно там не была. Я как-то покупала в "Дочках-сыночках" (в Москве). Есть и другие фирмы производители подобных игрушек, но они часто не отличаются по цене, но качество в разы хуже - при падении могут отваливаться рога и копыта)

      Удалить
  4. Спасибо за подробный ответ. С какого возраста можно начать играть с этими игрушками?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Все зависит от ребенка, но думаю, что с года - вполне.

      Удалить
  5. Ага! До этого спрашивала про карточки, а у вас целый пост подробный про них!
    Вот такие карточки есть у меня - http://www.ozon.ru/context/detail/id/5081782/ и http://www.ozon.ru/context/detail/id/5081784/ (не только такие, но как пример).
    Можете объяснить, почему вы отрезали подписи? Что с ними не так? =)

    У меня была мысль совместить работу с карточками с рассматриванием плакатов аналогичной тематики (например, http://www.ozon.ru/context/detail/id/5077069/). Начать с карточек, а потом предлагать найти эти же продукты на плакатах. Как-то так... Возможно? И как правильно это организовать?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Почему отрезала подписи - потому что не являюсь сторонником раннего обучения чтению, не считаю нужным перегружать ребенка лишней информацией в раннем возрасте. К тому же, когда мы будем учиться читать, то подписывать карточки я буду согласно Монтессори-методу в обучении чтению - согласные буквы синие, а гласные - розовые. Позже я расскажу об этом в своем блоге.

      про плакаты не очень поняла Ваш второй вопрос. Вернее, в чем сложность. Расширение словарного запаса - это комплексная работа: здесь помогут и карточки, и плакаты, и малышовые энциклопедии, и книги для рассматривания и сами предметы, собственно. Мне кажется, Вы зря пытаетесь выработать какую-то систему. Просто следуйте за интересами ребенка и все)

      Удалить
    2. Вика, спасибо за подробный ответ!
      Я тоже не хочу учить ребенка читать и считать по Доману с 6 месяцев. А вообще, с какого возраста лучше работать с карточками? Т.е. понятно, что показывать картинки и называть их можно с самого раннего возраста, но когда это оптимально? Когда материал будет усваиваться легче (когда ребенок к этому готов?)

      Вот вы пишите, что изображения должны быть на соответствующем фоне - самолет в небе, обезьяна в джунглях.
      Недавно прочитала, что монтессори-карточки отличаются тем, что "белый фон выделяет предмет, изолирует его от окружающей среды" (http://www.child-card.com/) - т.е. предлагается размещать картинки на белом фоне.

      Это две точки зрения разных педагогов одной методики?

      Удалить
    3. И в догонку еще вопрос. Как правильно карточки показывать? Брать 5 штук одной категории - и показывать каждый день по 3 минуты в течение недели, а потом - брать другие 5 карточек и т.д.?

      Дело в том, что похоже работа с карточками - это задача педагогов, поэтому я не могу найти в интернете доступным языком написанных "правил" для мам =))

      Удалить
    4. Это, скорее всего, мое мнение, отличное от общего) В карточках Монтессори, действительно, выделяют предмет с помощью белого фона, так соблюдается важный в методике принцип - ничего не должно отвлекать от сути. Но мне кажется это не совсем верным, когда дело касается языка. Ведь для чего нужны эти карточки? Для развития словарного запаса. А слова очень важно учить в контексте, а не как отельные единицы, важно формировать ассоциативный ряд. Ребенок может не запомнить точное название какого-то предмета, но зато запомнит его окружение, те действия, которые с ним совершали, и это поможет ему вспомнить. Это я пишу довольно грубо и коротко. Но суть такова)

      Нет никакой строгой системы как показывать карточки. Всегда лучше начинать с трех новых понятий, а затем по одной новой добавлять. Еще можно проводить трехступенчатый урок. Юля, я уже написала пост о том как то делать, в течение пару дней он появится в блоге. Посмотрите его.

      Удалить

Leave a comment