Я осваиваю новый для себя жанр - интервью, и мне это так нравится. Впереди вас ждет серия статей-бесед с яркими и успешными персонами из Монтессори-сообщества. Сегодня с радостью представляю Татьяну Костенко и ее проект "Мир без границ". Статья впервые опубликована на сайте MontessoriPress
«Мир без границ» - международный детский сад в
Томске
Вот уже четыре года детский сад “Монтессори” г. Томска реализует проект “Мир без границ”
совместно с международной молодежной организацией AIESEC. Мы побеседовали с
заместителем руководителя детского сада Татьяной Костенко о том, как собрать в
своем детском саду волонтеров из разных стран и что потом с этим делать.
Татьяна, расскажите немного о проекте? Из каких стран к вам приезжают
ребята?
За четыре года сотрудничества с ребятами из молодежной организации AIESEC у
нас уже побывали 23 волонтера из Южной Америки, Азии и Европы - география самая
разнообразная. И каждый раз проект получается особенным, не похожим на
предыдущие, потому что это зависит от того, из какой страны прибывают наши
гости. В последний раз у нас были 7 молодых людей из Индии. Неповторимость,
простота и гармоничность этого проекта задавалась еще и тем, с каким уважением
они относятся к женщине, как почитают возраст, как себя ведут в присутствии
учительниц, как строят разговор и обсуждение образования в целом.
Ваш детский сад принимает гостей в течение всего года?
Нет, традиционно мы приглашаем гостей в июне. Этот месяц выбран не
случайно. Обычно к лету все уже немного устают и хотят поскорее отправиться в
отпуск и на каникулы. А подготовка к приезду гостей так сильно воодушевляет и
детей, и родителей, и педагогов, что, кажется, открывается второе дыхание и
весь месяц проходит шумно, азартно, образовательно, интересно! Конец учебного
года у нас получается всегда ярким и впечатляющим.
Как долго волонтеры гостят у вас? Как строится работа с ними?
Наш проект длится месяц, т.е. в течение четырех недель ребята-волонтеры
каждый день принимают участие в работе групп. Мы делим программу на тематические модули, как правило, в неделю
длиной. В конце каждой недели организуется событие, завершающее определенную
тематику. Например, первая неделя посвящена географии стран, и завершается она
заседанием Географического общества, на котором каждая группа представляет
изучаемую страну. Это объяснимо тем, что детей
интересует, в какой точке земного шара находится страна, из которой
прибыли наши гости. Попутно мы знакомимся
со всем регионом и континентом, с его географическими и климатическими
особенностями, заселяем страну людьми, животными, растениями. Формат общего
заседания ценен еще и с точки зрения умения слушать, задавать вопросы,
представлять свои исследования, выступать публично.
Следующая неделя спортивная и завершается она олимпиадой или чемпионатом
мира по футболу, в котором принимают участие не только дети, но и наши папы,
поменяв деловые пиджаки на спортивную одежду. Для иностранцев интересны наши
спортивные игры, например, пионербол (помните, была такая игра в нашем детстве?),
мы с радостью проводим матчи на это первенство, а также национальные спортивные
игры, которым ребята обучают нас. И тогда прогулки с детьми наполняются азартом,
весельем, радостью движения и общения!
Следующая неделя строится как театральная, и заканчивается фестивалем
культур или карнавалом, что зависит от стран-участниц проекта.
Вы готовитесь к приезду гостей? Или все происходит спонтанно?
Подготовку к июньским событиям мы начинаем с марта. В это время мы запрашиваем
контакты волонтеров, получаем их резюме, обсуждаем кандидатуры с родителями, с
педагогами, вместе проектируем предстоящее событие. С опытом мы пришли к тому,
что совместное проектирование - залог того, что все пройдет самым успешным
образом. В начале мая мы знаем, кто из ребят к нам приедет, переписываемся с ними, рассказываем о
специфике нашего детского сада, обсуждаем программу, обмениваемся идеями. В
итоге к июню мы все имеем общее представление о том, как будет выстроена
совместная работа в рамках этого проекта. Также мы стараемся, чтобы наши
волонтеры приезжали немного заранее, чтобы познакомиться, устроить общую
встречу с педагогами за день или два до начала проекта.
А где останавливаются ваши гости?
Этими вопросами занимаются ребята томской группы AIESEC. Волонтеры живут в семьях, которые им подыскивают
представители AIESEC в Томске, или в студенческих общежитиях вместе с нашей
томской молодежью, иногда удается снять свободную квартиру.
Как родители относятся к проекту? Принимают участие?
В этот проект, как и в другие, мы с радостью включаем родителей, больше
того, они сами горят желанием участвовать. Родители помогают готовить какие-то
особенные блюда, принимают участие в соревнованиях и заседаниях, а также
выступают в роли переводчиков, если в этом есть необходимость. Более того, за
этот месяц они настолько успевают подружиться с нашими гостями, что продолжают
общаться с ними после проекта и даже приезжают друг к другу в гости.
На каком языке волонтеры общаются с детьми?
Рабочий язык наших встреч - английский. И хотя ребята приезжают со всех
уголков мира, английский язык - главный критерий для того, чтобы участвовать в
проекте. В остальном - это могут быть люди абсолютно разных профессий: и
менеджеры, и педагоги, и банкиры, и экономисты, и юристы. Словом, будущие
специалисты из разных сфер.
Что дает сотрудничество в рамках программы “Международный детский сад” вам
и детям?
Программа имеет потрясающий эффект. Во-первых, у детей появляется огромный
стимул говорить на иностранном языке, и они начинают осознанно интересоваться
им и исследовать: например, сравнивать написание букв русского алфавита и
китайского, выяснять, почему мы пишем слева направо, а арабы – по-другому, подсчитывать
количество букв родного алфавита и английского. Конечно, дети, как и мы,
взрослые, в совершенстве не владеют английским языком, но они, в отличие от
нас, педагогов, не боятся объясняться с иностранными гостями. В общении
активным становится любой доступный язык: жесты, мимика, пантомима Мы каждый
раз убеждаемся, что дети не испытывают никакого языкового барьера.
Кроме того, стимул изучать язык появляется не только у детей, но и у
родителей и педагогов. В этом году у нас организовалась группа для взрослых по освоению
английского, где занимаются педагоги и родители нашего детского сада, а уроки нам дает наша
выпускница Аня, окончившая факультет иностранных языков и прошедшая
двухгодичную стажировку в Америке.
Помимо интереса к иностранному языку дети приобретают предметные
компетенции, знакомятся с культурой, историей, традициями других стран. Это имеет
результаты в случае, когда возникают доверительные, дружеские отношения и
носитель культуры выступает как представитель другого народа. Это, на мой
взгляд, и есть «воспитание в духе мира», говоря словами Марии Монтессори.
Интересно, что дети начинают
проявлять особый интерес и к своей личной истории, к истории своего города,
своей страны. Мы же изучаем атрибутику стран-участниц проекта: значение цветов
и изображений на флагах, слушаем гимны разных стран и ребята видят, с каким
почтением иностранцы слушают свою национальную музыку, свой гимн. Интерес к
культуре другой страны заражает интересом в своей родине.
А как вы знакомите иностранных гостей с культурой и историей России, Сибири, Томска?
Наш детский
сад находится в исторической части города и многие достопримечательности в
шаговой доступности от нас. Поэтому мы с детьми часто путешествуем пешком в
музеи, театры, на площадь основания Томска.
Когда к нам приезжают гости, мы традиционно устраиваем поход в центр, к
тому месту, где лежит камень основания города, а теперь крепость-музей. Здесь
мы рассказываем и показываем легенды о Томске, рисуем пейзажи, пишем истории
города. Наш город славен не только мастеровыми людьми, но и тем, что каждый
пятый его житель - студент! У нас в 19 веке открылся первый за Уралом
Государственный университет. Сейчас их в Томске 6. Эти факты привлекают детей и
они с удовольствием о них рассказывают.
На гербе Томска изображен белый конь и слова: «Трудом и знанием». Дети знают
и рассказывают гостям истории о том, какую огромную помощь оказывали лошади коренному
населению Сибири, и мы, как патриоты своего города, делаем лошадей из подручных
материалов вместе с нашими гостями. И такой большой и дружной конницей восходим на Воскресенскую гору и любуемся
красотами старинного и всегда молодого Томска.
Татьяна, спасибо за ваш опыт! А у вас уже есть планы на следующее лето?
Конечно! В наших ближайших планах выделить
технологический, организационный и содержательный аспекты этого уникального
проекта и написать инновационную программу «Мир без границ». Часть этой работы
мы уже реализовали, приняв участие в региональном конкурсе инновационных
образовательных программ. И, по традиции, будем ждать лета, чтобы вновь
встретиться с энергичными молодыми студентами из разных стран для расширения
образовательного пространства и взглядов на современный мир, у которого,
действительно, нет границ!
Как вам идея, дорогие родители, вы бы хотели бы чтобы в садах и школах, где учатся ваши дети проводились подобные проекты?
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Leave a comment