В ноябре этого года я приняла участие в семинаре "Гражданское образование в школе", которая проводила моя любимая Московская школа гражданского просвещения (МШГП). С этой школой у меня связано очень многое с тех времен, когда я еще занималась политической журналистикой и общественной деятельностью. Именно Школа заразила меня идеей распространения демократических ценностей в нашей стране и подарила надежду на то, что гражданское общество в России возможно. А теперь МШГП принялась еще и за гражданское просвещение в школах. И, конечно, я не могла остаться в стороне - ведь это точка пересечения двух моих профессий.
В семинаре принимали участие педагоги традиционных школ с довольно традиционными взглядами, но задумывающиеся о том, что нужно что-то менять. Уже многие понимают, что советская модель школы устарела и отстала на десятилетия, авторитарные методы или не работают или приводят к подавлению талантов и мотивации учеников. Радостно было осознавать, что учителя хотят меняться, особенно приятно было слышать довольно прогрессивные вещи из уст педагогов со стажем работы в школе 20 лет и больше.
Я единственная представляла Монтессори-метод на этом семинаре. Я очень много общалась с людьми, рассказывала о методике, о ее преимуществах и о реальных школах, где методика реализуется. Говорила о том, что Монтессори-школы не нуждаются в специальных курсах по гражданскому и демократическому просвещению, так как весь учебный процесс в них пронизан духом свободы, уважением к личности ребенка. Монтессори-школы - это такое гражданское общество мини-формата, и на мой взгляд, Монтессори-метод - это одна из форм образования будущего.
Во время своего десятиминутного выступления я рассказала о пяти основных принципах Монтессори-метода, которые могут полностью или частично транслироваться и на другие образовательные площадки. Вот эти пять принципов:
1. Специально подготовленная
образовательная среда, учитывающая возрастные особенности ребенка
Обычно это большой зал, где все
учебные материалы разделены на зоны – биология, физика, математика, зона языка
и литературы. Ученики свободно перемешаются по
классу имея доступ к любым материалам в любой момент. Ребенок сам выбирает то,
что будет изучать на этот раз. Сам определяет время, которое он затратит на эту
работу.
2. Роль учителя – наблюдатель и
наставник
Монтессори-учитель не имеет
ничего общего с привычным нам образом лектора и экзаменатора. Большую часть
времени он наблюдает за самостоятельной работой детей, ведет специальный
журнал, куда записывает их предпочтения, интересы. Педагог направляет учеников, предлагает им попробовать что-то новое,
организуют совместные проекты с группой учеников.
3. Разновозрастные классы
Классы в школах Монтессори объединяют в себе детей трех возрастов, соответственно их всего три - 6-9, 9-12, 12-15. В разновозрастных классах дети учатся сотрудничеству и взаимопомощи. Младшие дети учатся у старших, а старшие выступают
в роли наставников, делятся своими знаниями. Ведь нет лучшего способа запомнить
что-то, чем рассказать об этом другому.
4. Индивидуальный подход
В Монтессори-школах нет понятия
общей успеваемости. Здесь важны личные результаты каждого ребенка. Свободный в
выборе ребенок способен определить свои сильные и слабые стороны. Это позволяет
ему сосредоточиться на том, что ему действительно интересно, развивать свои
таланты и не тратить время на бесполезные знания. Но это не значит, что
ученики Монтессори-школ имеют пробелы в каких-то предметах, средним уровнем знаний
владеют все, но углубленно изучают только те области, в которых смогут успешно
развиваться и в будущем.
5. Отказ от системы наказаний и
поощрений
В школах Монтессори нет привычной
системы оценок, зачетов, домашних заданий. Весь учебный процесс направлен на
то, чтобы вызвать живой естественный познавательный интерес, который не будут
зависеть от поощрений или наказаний в виде оценок. Дети здесь учатся не ради баллов,
а ради знаний, ради своего будущего, для того, чтобы найти свое место во
взрослой жизни.
Вот они пять секретов Монтессори, на реализацию которых, я уверена, способна любая другая школа. Тогда и гражданские ценности усваиваться будут наиболее естественно, и успех каждого ученика будет более заметен, и дети будут с радостью ходить в школу.
По итогам семинара я написала небольшую статью, вы можете прочитать ее на сайте МШПГ.
За фото спасибо Виктору Ястребову
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Leave a comment