воскресенье, 9 марта 2014 г.

Дети тюфяки и дети катастрофы

Довольно старенькая, но весьма актуальная книга обожаемой мною Екатерины Мурашовой "Дети тюфяки и дети катастрофы" наконец попала мне в руки. Прочитана была на одном дыхании, обдумана, перечитана еще раз и вот уже вылились тезисы, пришедшие в голову после прочтения.

Несмотря на то, что книга специализированная - речь в ней идет о детях с гипердинамическим и гиподинамическим синдромом, - книга будет полезна всем родителям. Потому как, если задуматься, каждый ребенок занимает свое место на шкале от "гипер" до "гипо", и в каждом нашем чаде мы можем найти черты того или иного вида.

Автор доступно объясняет в чем особенность каждого из синдромов, которые являются двумя проявлениями Минимальной мозговой дисфункции (ММД), т.е. повреждения мозга, причин которого может быть довольно много. В случае гипердинамического синдрома (таких детей еще часто называют гиперактивными) поражаются структуры отвечающие за торможение, а в случае гиподинамического - за возбуждение, а эти два процесса являются основными в нервной системе человека. Следует обратить особенное внимание, что по данным отечественной медицины различные проявления ММД встречаются у каждого пятого-шестого ребенка, что, согласитесь, довольно высокая частота. Именно поэтому, родителям стоит прочитать книгу Мурашовой, особенно если вы обеспокоены развитием и поведением своего ребенка.

В книге основной акцент делается на выявлении синдрома и преодолении его у детей школьного возраста. Про дошкольников информации мало. Автор объясняет это тем, что зачастую родители и педагоги обращают внимание на "странности" ребенка" только тогда, когда он начинает заметно отставать на фоне других учеников, тогда же и ставят диагноз. Автор не делает на этом акцента, но я читаю между строк о том, что было бы лучше, если бы родители как можно раньше узнавали с чем им предстоит иметь дело и начинали заниматься с ребенком раньше.

Екатерина уделяет большое внимание занятиям с ребенком дома. Предлагает примеры упражнений, также подробно описывает модели диалога родителя и ребенка. Рассказывает как организовать учебу младших школьников, как удерживать их внимание, повышать уверенность в  себе и многое другое. Мне кажется, книга будет полезна всем родителям, дети, которых учатся в начальной школе - все они, так или иначе, сталкиваются со сложностями первых школьных лет.

Ну и, конечно, автор со свойственной ей юмором, уважением и любовью к детям, призывает родителей оптимистично смотреть вперед и не терять надежды, что когда-нибудь малышу удастся справиться со своим недугом, а проявления синдрома станут лишь характерными особенностями маленькой личности. Два главных постулата, которые Екатерина подчеркивает в этой книге,  и которые всегда сквозят через все ее многочисленные произведения: 1. Принимать ребенка таким какой он есть и 2. Иметь позитивный настрой на будущее: как бы ни было тяжело теперь, мы вместе, и потому - обязательно прорвемся! 

Только за эти два утверждения я готова читать ее тексты снова и снова и собственно в них и заключается гуманизм педагогики и воспитания, за которые я так радею.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Leave a comment