«Желаем расти здоровым, счастливым и слушаться папу и маму!»
- радостно декламируют гости, поздравляя
маленького именинника. «Быть
послушным – значит, быть хорошим, не быть послушным, значит, быть плохим», -
так расшифровывает это пожелание ребенок.
Не это ли мечта большинства родителей – воспитать ребенка
послушным? И уж совершено точно, это аксиома традиционных методов воспитания –
ребенок должен слушаться, а если не хочет, то его нужно заставить, сломать,
подавить его волю.
Не видя противоречия между стремлением вырастить
самостоятельную и независимую личность и неустанным требованием от ребенка
послушания, родители и педагоги зачастую подавляют его волю, не задумываясь о
естественных потребностях, свойственных его возрасту. С другой стороны,
сторонники свободных методов воспитания не видят ничего дурного в
свободомыслии, независимости и самостоятельности в поступках своих детей.
Мария Монтессори была уверена, что умение слушаться и подчиняться воле
взрослого заложено в ребенке природой. Это что-то на уровне инстинктов и залог
выживания. Детеныши животных следуют за взрослыми особями, повторяют их
действия, учатся у них. Также и дети чувствуют внутреннюю потребность
прислушиваться к воле родителей, учителей, наставников. При этом крайне важно,
чтобы послушание было их свободным выбором, а не навязанным извне, а также
соответствовало определенной стадии развития.
Монтессори выявила три уровня послушания ребенка - и это основа основ понимания
свободы в воспитании.
Первый уровень соответствует возрасту от
рождения до трех лет. В это время ребенок
может слушаться, но не всегда. Умение
следовать указаниям и просьбам полностью зависит от физиологических
потребностей ребенка. Хочет есть - откликнется на ваш призыв идти ужинать, а
если не хочет, то не заставишь. Позже все усугубится еще и кризисом трех лет -
когда весь мир начинает крутиться вокруг ребенка (в его понимании, конечно),
тогда любая просьба родителей будет вступать в противоречие с его виденьем
мира.
Как поддерживать дисциплину в этом возрасте?
Максимум свободы и минимум запретов. На то мы и мудрые взрослые, чтобы
обезопасить пространство вокруг ребенка и находить хитрые способы отвлечь его.
И это совсем не значит, что запретов вовсе не должно быть. Они нужны, но не
более одного-двух в день, достаточно строгие и внушительные, если это
необходимо. Когда запретов мало, то ребенку гораздо легче мириться с ними.
Второй уровень наступает после того, как минует
кризис трех лет. Это примерно 3-4 года. Тогда ребенка отпускает маниакальное
осознание того, что он тут самый главный, у него появляется осознание своей беспомощности
перед большим миром, который принадлежит взрослым: "Я маленький, зависимый
от всех, мне нужна помощь!» - думает он. Наступает период тотального послушания, а ребенок входит в фазу
строительства себя (так
Монтессори называла период от 3 до 6 лет). Казалось бы, что еще желать - ребенок
стал послушным. Но не все так просто. Родители часто увлекаются зависимостью
своих чад и забывают о том, что их главная задача научить ребенка думать, брать
на себя ответственность за свои решения, а также становиться самостоятельным. В
особо тяжелых случаях период тотального послушания затягивается до
совершеннолетия, а то и дольше. Здесь важно суметь отпустить. И от того как
скоро родитель отпустит и зависит то, когда ребенок войдет в третью стадию.
Третий уровень - период осознанного послушания. Когда ребенок осознает свое
"я" в социуме, в семье и свободен в выборе и приятии решений, он без
особых проблем готов принимать правила, соблюдает границы, уважает свободу
других. Это уже даже не послушание - это уважение, проявление эмпатии к окружающим
людям, способность прислушиваться к опыту взрослых. С ребенком, готовым к
осознанному послушанию, не составляет проблемы договориться, он смело говорит о
своих чувствах и принимает чувства других. Наступает период дружбы родителя и
ребенка.
Знания об уровнях послушания поможет родителям
более успешно выстраивать отношения со своим ребенком, не требовать от него
большего, нежели он способен, но в то же время позволит не пропустить момент,
когда ребенок будет готов сам проявлять уважение к правилам и границам,
установленным в семье и обществе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Leave a comment