суббота, 1 февраля 2014 г.

Три уровня послушания

«Желаем расти здоровым, счастливым и слушаться папу и маму!» - радостно декламируют гости, поздравляя маленького именинника. «Быть послушным – значит, быть хорошим, не быть послушным, значит, быть плохим», - так расшифровывает это пожелание ребенок.

Не это ли мечта большинства родителей – воспитать ребенка послушным? И уж совершено точно, это аксиома традиционных методов воспитания – ребенок должен слушаться, а если не хочет, то его нужно заставить, сломать, подавить его волю.
Не видя противоречия между стремлением вырастить самостоятельную и независимую личность и неустанным требованием от ребенка послушания, родители и педагоги зачастую подавляют его волю, не задумываясь о естественных потребностях, свойственных его возрасту. С другой стороны, сторонники свободных методов воспитания не видят ничего дурного в свободомыслии, независимости и самостоятельности в поступках своих детей.

Мария Монтессори была уверена, что умение слушаться и подчиняться воле взрослого заложено в ребенке природой. Это что-то на уровне инстинктов и залог выживания. Детеныши животных следуют за взрослыми особями, повторяют их действия, учатся у них. Также и дети чувствуют внутреннюю потребность прислушиваться к воле родителей, учителей, наставников. При этом крайне важно, чтобы послушание было их свободным выбором, а не навязанным извне, а также соответствовало определенной стадии развития.

Монтессори выявила три уровня послушания ребенка - и это основа основ понимания свободы в воспитании.


Первый уровень соответствует возрасту от рождения до трех лет. В это время ребенок может слушаться, но не всегда. Умение следовать указаниям и просьбам полностью зависит от физиологических потребностей ребенка. Хочет есть - откликнется на ваш призыв идти ужинать, а если не хочет, то не заставишь. Позже все усугубится еще и кризисом трех лет - когда весь мир начинает крутиться вокруг ребенка (в его понимании, конечно), тогда любая просьба родителей будет вступать в противоречие с его виденьем мира.


Как поддерживать дисциплину в этом возрасте? Максимум свободы и минимум запретов. На то мы и мудрые взрослые, чтобы обезопасить пространство вокруг ребенка и находить хитрые способы отвлечь его. И это совсем не значит, что запретов вовсе не должно быть. Они нужны, но не более одного-двух в день, достаточно строгие и внушительные, если это необходимо. Когда запретов мало, то ребенку гораздо легче мириться с ними.


Второй уровень наступает после того, как минует кризис трех лет. Это примерно 3-4 года. Тогда ребенка отпускает маниакальное осознание того, что он тут самый главный, у него появляется осознание своей беспомощности перед большим миром, который принадлежит взрослым: "Я маленький, зависимый от всех, мне нужна помощь!» - думает он. Наступает период тотального послушания, а ребенок входит в фазу строительства себя (так Монтессори называла период от 3 до 6 лет). Казалось бы, что еще желать - ребенок стал послушным. Но не все так просто. Родители часто увлекаются зависимостью своих чад и забывают о том, что их главная задача научить ребенка думать, брать на себя ответственность за свои решения, а также становиться самостоятельным. В особо тяжелых случаях период тотального послушания затягивается до совершеннолетия, а то и дольше. Здесь важно суметь отпустить. И от того как скоро родитель отпустит и зависит то, когда ребенок войдет в третью стадию.


Третий уровень - период осознанного послушания. Когда ребенок осознает свое "я" в социуме, в семье и свободен в выборе и приятии решений, он без особых проблем готов принимать правила, соблюдает границы, уважает свободу других. Это уже даже не послушание - это уважение, проявление эмпатии к окружающим людям, способность прислушиваться к опыту взрослых.  С ребенком, готовым к осознанному послушанию, не составляет проблемы договориться, он смело говорит о своих чувствах и принимает чувства других. Наступает период дружбы родителя и ребенка.


Знания об уровнях послушания поможет родителям более успешно выстраивать отношения со своим ребенком, не требовать от него большего, нежели он способен, но в то же время позволит не пропустить момент, когда ребенок будет готов сам проявлять уважение к правилам и границам, установленным в семье и обществе.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Leave a comment