воскресенье, 2 марта 2014 г.

Сенсорика: построение ряда

Недавно я рассказывала об одном важном для сенсорного развития упражнении - подборе пары. Но разговор о сенсорике был бы не полным, если бы я не рассказала о втором  не менее важном упражнении - построение сериационного ряда. Сериационным называется ряд, в котором предметы упорядочены по одному признаку - от большего к меньшему, от толстого к тонкому, от высокого к низкому, от более светлого к более темному и т.д. 


Самый доступный пример сериационного ряда - это пирамидка. В ней кольца отличаются друг от друга по размеру. Производители обычно делают кольца разного цвета, но на первых этапах лучше использовать кольца одинакового цвета - это не отвлекает от сути


Еще один очень хороший и доступный пример - это матрешки. Здесь еще и предметы в ряду одинаковые - то что нужно


Умение упорядочивать предметы по определенному признаку, находить места предметрв в ряду, сравнивать их - все это полезные навыки, помогающие утончению сенсорного восприятия, развитию глазомера, а также расширению словарного запаса. Когда мы сравниваем предметы, чтобы определить их положение в ряду, мы используем следующие слова и выражения: "больше, чем...", "меньше, чем...", "самый большой", "самый маленький" и т.д.

Для детей двух-трех лет ряд не должен быть слишком длинным, оптимальное количество предметов от 3 до 5. Мы с Олегом уже начали использовать четыре. Ниже на фото пример ряда, который мы построили из кубов розовой башни и дополнили их соответствующими картинками


Ну и просто выстроили картинки в ряд. Шаблоны карточек вы можете скачать по ссылке


Несколько слов о том, как научить ребенка выстраивать ряд. До начала упражнения ребенок должен уметь сравнивать предметы по тому признаку, по которому вы собираетесь их упорядочивать. Т.е. если мы говорим о размере, то ребенок должен хорошо отличать большое от маленького, знать значение слов "самый большой" и "самый маленький". Подробнее читайте в посте "Восприятие размера". После того, как эти понятия усвоены и ребенок может сравнивать предметы, переходите к построению ряда. Скажите, что вы будете раскладывать жирафов от большего к меньшему и попросите дать вам самого большого жирафа. Положите эту карточку на середину стола. Затем попросите дать вам самого большого жирафа из оставшихся и так до конца. Проделывайте упражнение в обратном порядке - от меньшего к большему. После нескольких подобных занятий ребенок хорошо усвоит, что значит построить ряд "от... к..." и будет выполнять упражнение самостоятельно. В ходе упражнения вы также можете использовать понятия "больше чем...,"меньше чем...".

Строить ряд можно по разным признакам и с помощью разных предметов:
1. Башни из "Лего" могут различаться по высоте
2. Веревочки и палочки - по длине
3. Палочки  - по толщине
4. Стаканчики - по глубине
5. Звуки - по высоте и по громкости
6. Камни - по весу
7. Кусочки ткани - по мягкости
8. Предметы - по цвету (в том случае, когда мы можем построить ряд от более темного к более светлому).

И напоследок хочется вспомнить замечательную русскую народную сказку "Три медведя", в которой просто идеально обыгрывается  построения ряда



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Leave a comment