вторник, 4 февраля 2014 г.

Сенсорика: подбор пары. Изучаем цвета

В очередной раз поговорим о сенсорике. Все мы помним, что сензитивный период сенсорного развития длится от рождения до 5,5 лет. И в этот период времени важно показывать малышу мир во всем его многообразии - цветов, вкусов, запахов, форм, тактильных свойств. Весь цикл моих статей о сенсорике вы сможете прочесть по соответствующему тегу "Sensorial", а сегодня я хочу напомнить о том, что два главных принципа в сенсорных упражнениях - это подбор пары и построение сериационного ряда. Для начала поговорим о первом


Итак, например, мы хотим помочь ребенку научиться различать цвета. Обратите внимание, что я говорю именно о различении цветов, а не о знании их названий. Зачастую родители полагают, что знание цвета определяется тем, что ребенок называет красное красным, а синее синим. Но все же важнее, когда малыш может находить предметы определенного цвета в окружающей среде, хорошо ориентируется в оттенках, может отличать светлые оттенки от темных, теплые от холодных - это и есть сенсорное восприятие цвета. Также и с другими категориями - величина, форма, длина, высота. Выполнение сенсорных упражнений способствует утончению восприятия этих категорий, а уже как следствие развиваются абстрактное и пространственное мышление. Отрабатывать сенсорные навыки можно и нужно просто оглядываясь вокруг - на прогулке, дома, в гостях, в музее, но ввести базовые понятия лучше все же дома, используя наглядные шаблоны.

Побор пары
Очень просто ввести новые понятия, научиться сравнивать и сортировать по признаку при помощи карточек. Вот, например, цвет. Мы раскладываем перед малышом ряд из карточек, их количество зависит от возраста и уже существующих знаний малыша, но как правило, начинаем с трех и постепенно доходим до восьми. Затем, достаем вторую часть карточек и даем одну из них в руки ребенку и просим найти пару. Если ребенок никогда не выполнял подобных заданий, то он не понимает, что вы хотите от него. Тогда вы берете карточку и начинаете прикладывать подряд к каждой со словами "Одинаковые? - Нет. - Одинаковые? - Нет. - Одинаковые? - Да!". Находите нужную пару и кладете карточку снизу. Так вы показываете ребенку принцип подбора и обращаете внимание, что нашли пару - карточки одинаковые. Возможно, вам придется еще несколько раз показать это упражнение - это неважно, самое главное, чтобы вы проговаривали свои действия и мягко подталкивали ребенка выполнить упражнение самостоятельно.

Когда пары цветов будут находиться без сложностей, добавьте к набору карточки с изображением предметов, окрашенных соответственно. Еще раз напомните малышу как подбираются пары


Чтобы усложнить задачу предложите малышу подбирать предметы друг к другу по цвету


Закончив с карточками, переходите к предметам из окружающей вас среды. Вот, например, одно из многих упражнений, которое сам себе придумал и выполнил Олег


Изготовить карточки для изучения цвета довольно просто. Из цветного картона вырезаем квадраты размером 10x10, а также подбираем соответствующие по цвету картинки. Если вам понравились наши, то вы можете скачать их по ссылке Цвет_подбор пары


Запоминать названия цветов проще по ходу этого упражнения, т.е. пассивно. Вы раскладываете карточки и одновременно называете их цвета, рано или поздно ребенок запомнит их. Также можно воспользоваться трехступенчатым уроком, о котором я недавно рассказывала.

Об изучении цветов и оттенков, а также о различных сенсорных упражнениях мы будем еще много говорить. Оставайтесь с нами)


10 комментариев:

  1. пришлите пожалуйста картинки
    popeta-mari@ya.ru

    ОтветитьУдалить
  2. Вика, можно и нам карточки,пожалуйте: alexandra.kruglova@gmail.com
    спасибо! очень нравится ваш блог!

    ОтветитьУдалить
  3. часто заглядываю в ваш блог, очень интересно!можно мне тоже ваши картинки kristofor88@yandex.ru

    ОтветитьУдалить
  4. И мы очень хотим картинки 915083@mail.ru Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  5. А можно и нам картинки. спасибо! iren_riz@mail.ru

    ОтветитьУдалить
  6. Можно и нам картинки e.antipova@mail.ru

    ОтветитьУдалить

Leave a comment