вторник, 5 марта 2013 г.

Сензитивные периоды. Период сенсорного развития

Учение о сензитивных периодах - выдающийся вклад Марии Монтессори в мировую педагогику и детскую психологию. Именно знания о сензитивности дают педагогам и родителям Монтессори мощные инструменты для осознания детского пути развития и создания развивающей среды для его гармоничного развития.

Приведу классическое определение термина. Сензитивными периодами называют периоды особой восприимчивости ребенка к различным видам деятельности и поведения в целом. По сути, каждый период представляет собой наиболее благоприятное время для развития того или иного навыка или чувства, для овладения каким-то конкретным видом знаний.

Говоря простым языком, в тот момент, когда ребенок переживает сензитивный период какого-то аспекта развития, например, развития речи, он максимально легко осваивает огромное количество информации, процесс познания происходит естественно и не требует особых усилий. Очень важно учитывать, что сензитивные периоды проходят и больше никогда не повторяются, они универсальны (случаются у всех детей без исключения) и индивидуальны (установленные возрастные рамки сензитивных периодов приблизительны, каждый ребенок развивается по свое программе).

Всего Монтессори выделяла шесть сензитивных периодов

1. Период развития речи (0-7 лет)
2. Восприятие порядка (1,5-3 года) 
3. Сенсорное развитие (0-5,5 лет) 
4. Восприятие маленьких предметов (1,5-2,5 года) 
5. Развитие движений и действий (1-4 года) 
6. Развитие социальных навыков (2,5-6 лет) 

Сегодня я расскажу вам о периоде сенсорного развития. 



Период сенсорного развития - один из самых длительных периодов развития ребенка дошкольного возраста, он начинается с момента рождения и длится примерно до 5-5,5 лет. А если учитывать научно-доказанный факт, что слух ребенка активно развивается уже в утробе, мы можем говорить о том, что сенсорное развитие ребенка начинается еще до его появления на свет. 

Название данного сензитивного периода происходит от латинского слова «sensus» - «восприятие», а его сущность основывается на способности человека воспринимать окружающую его действительность посредством пяти основных чувств – зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. 

Конечно, любой здоровый ребенок с рождения обладает всеми этими способностями, заложенными в нем природой, а с момента появления на свет на малыша наваливается хаотичный поток звуков, запахов, зрительных образов, тактильных ощущений. Впереди у малыша еще долгих пять лет, чтобы научиться распознавать все эти признаки предметов, окружающих его, научиться систематизировать их и умело использовать для познания целостности мира. Монтессори уделяла особое внимание развитию сенсорного восприятия ребенка и считала его  – основой для его умственного развития. 

Помимо пяти основных чувств, Монтессори выделяла еще и, так называемое, стереогностическое чувство, с помощью которого при определенном уровне развития органов чувств человек способен распознавать сущность некоторого предмета по его тяжести, температуре, величине, структуре поверхности, не задействуя при этом зрения (т.е. «наощупь»). 

До трех лет мозг ребенка представляет собой нечто схожее с губкой (Монтессори употребляла термин «впитывающий разум»), поэтому ребенок беспрерывно познает окружающую его действительность – он смотрит, слушает, трогает, обоняет и пробует на вкус.  В возрасте  3-6 лет ребенок становится «строителем самого себя» (тоже термин Монтессори), именно на этот период выпадают моменты максимальной интенсивности развития органов чувств, причем при благоприятных условиях их развитие может достигнуть предела человеческих возможностей. 

Мир вокруг нас наполнен множеством «материалов» для развития всех органов чувств. Мы можем различать предметы по форме, размеру, длине, высоте; нас окружает множество звуков, запахов, вкусов; мы различаем предметы по мягкости и жёсткости, по температуре и физическому состоянию – все это огромная кладезь информации для познания и развития. Наша задача, как взрослых, по возможности, делать разнообразнее окружающую ребенка действительность - насыщать ее новыми образами, новыми предметами, новыми ощущениями. 

Дети обладают удивительной способностью впитывать в себя огромное количество информации из внешнего мира и уникальным стремлением познавать мир вокруг. Вы заметите или уже замечаете, как в этот период ребенок стремится буквально все потрогать, понюхать, попробовать на вкус. Не стоит ограничивать малыша в этой жажде познания, ведь чем больше информации он получит в этом возрасте, тем полнее будет его картина мира. 

Содержание сензитивного периода сенсорного развития составляет множество относительно коротких периодов, когда актуальным для ребёнка становится развитие отдельных сторон или проявлений того или иного органа чувств, и он в разное время становится наиболее восприимчив к цвету, форме, размерам предметов. Очень сложно определить период, когда ребенок проявит интерес к тому или иному свойству предметов, поэтому важно создавать наиболее полноценную развивающую среду для ребенка, где в условиях свободного выбора занятий, он смог бы развивать то чувство, в развитии которого в данный момент нуждается. 

Помимо повседневного познания окружающего мира, каждый родитель может выполнять со своим малышом различные упражнения для развития и утончения сенсорного восприятия. Можно сравнивать  предметы  по различным признакам, например, "большой и маленький, самый большой-самый маленький", можно сортировать предметы по цвету, можно выстраивать ряд от самого длинного к самому короткому и т.д. 

Вот несколько рекомендаций по упражнениям, направленным на развитие сенсорного восприятия: 

1. Выполняя упражнения, необходимо придерживаться правила одного признака. Это значит, что в группе одинаковых предметов (например, кубики) отличие должно быть только в чем-то одном (например, цвет). Лишь потом, когда ребенок научится легко различать предметы по одному из признаков, мы сможем усложнять упражнения и предлагать сортировать предметы по двум или более признакам. 

2. Сначала мы не называем отличительный признак наших предметов, а предлагаем ребёнку самостоятельно убедиться в том, что предметы разные. Здесь мы можем применять упражнение «подбор пары» (мы просим ребенка найти «такой же» кубик), чтобы убедиться, что ребенок видит, что наши предметы отличаются по цвету, например. Только после того, как мы убедимся в этом, стоит называть ребенку сам признак. Здесь нам придет на помощь трехступенчатый урок. Так мы можем ввести понятия цветов (например, «красный», «зеленый», «синий»). 

3. Для введения нового признака всегда используем предметы, где этот признак выражен особенно отчетливо. Например, если мы говорим о «большом» и «маленьком» важно, чтобы предметы, действительно, различались по размеру, и это было легко заметить невооруженным глазом. 

4. Когда вы знакомите ребенка с различными предметами, всегда оперируйте теми сенсорными знаниями, которые уже имеются в арсенале ребенка. Например, арбуз, он какой? Большой или маленький? Круглый или квадратный? Зеленый или красный? Тем самым ребенок быстрее научится связывать сенсорные эталоны с реальными предметами.

4 комментария:

Leave a comment