среда, 26 февраля 2014 г.

Прививаем ребенку чувство порядка

Статья опубликована на портале Letidor.ru
http://letidor.ru/article/8_podskazok_kak_nauchit_rebenk_116481/


Разбросанные игрушки довольно часто становятся причиной конфликтов между родителями и детьми. Но стоит ли ссориться из-за такой ерунды? Попробуйте сделать процесс уборки приятным и веселым для всей семьи, тогда просьба убрать игрушки будет вызывать у малыша только приятные ассоциации и не станет обременяющей рутиной. Кроме того, совсем не сложно сделать процесс уборки естественной привычкой в характере ребенка.

Для начала немного теории

В жизни каждого ребенка случается сенситивный период восприятия порядка. Это то время, когда малыш маниакально настаивает на том, чтобы дверь в шкафу была закрыта, чтобы игрушки были сложены в определенном порядке и чтобы на него надели ту пижаму, в которой он привык спать. Этот период довольно короткий – он длится примерно с 1,5 до 3 лет и наиболее интенсивно появляется именно в возрасте от 2,5 до 3.


Двух-трехлетние дети чувствуют себя комфортно от того, что находят привычные вещи в тех местах, где они их оставили. В голове ребенка формируется восприятие порядка мира вокруг - он узнает о том, что каждый предмет имеет свое предназначение и свое место. На кухне мы едим, в спальне – спим, в ванной – моемся. Шкаф нужен для хранения одежды, а холодильник – для хранения продуктов.  Выходя на улицу мы надеваем обувь, а заходя в дом – снимаем. Все эти знания кажутся нам естественными сейчас, но когда мы были маленькими детьми, должно было пройти определенное время, чтобы хаотичный мир вещей обрел структуру и порядок в голове каждого из нас. Чем привычнее и наиболее предсказуема окружающая действительность, тем увереннее ребенок перешагнет на следующую ступень своего развития. Осознание порядка дает детям чувство безопасности, а родителям – шанс превратить детское стремление к порядку в хорошую привычку.  С игрушками все также, как и с ботинками, которые мы оставляем у порога – у них тоже есть свое место - на полке.

Советы, которые вы прочтете ниже, хорошо подходят для того, чтобы научить двух-трех летнего малыша поддерживать порядок в своей комнате. Но и тем, кто пропустил период восприятия порядка или считает его лишь теорией, наши советы помогут сделать уборку для ребенка приятным и ничуть не обременяющим процессом.

У каждой игрушки свое место

Это важное правило организации детского пространства. Используйте для хранения игрушек удобные полки, ящики, шкафчики, определите для каждой вещи свое место – кубики в коробке, пазлы на полке, карандаши в стаканчике и т.д. Когда ребенок будет знать, где что лежит, то просьба «убрать на место» станет для него более ясной и осмысленной. 

Скажите «нет» лишним игрушкам

Важно не захламлять детскую большим количеством вещей. Периодически заменяйте игрушки новыми, старые убирайте, через какое-то время снова меняйте их местами. Оставляйте только те материалы, которые вызывают у ребенка интерес. Все то, чем малыш сейчас не играет, лучше убрать до лучших времен или вовсе избавиться как от лишнего хлама.

Поиграл – убери!

Прививайте ребенку привычку убирать на место те игрушки, в которые он закончил играть. Это легко делать когда малыш предлагает вам поиграть с ним во что-либо. Вы просто говорите: «Я с удовольствием с тобой порисую, только давай сначала соберем пазлы в коробку и уберем на место». Почаще показывайте соблюдение этого принципа на своем примере – взяли почитать книгу, вернули обратно на полку.

Помогайте ребенку в уборке

Важно не оставлять ребенка один на один с горой разбросанных игрушек. Такая картина кого угодно приведет в ужас. Скажите: «Давай я помогу тебе все сложить на место!». Такой призыв малыш воспримет куда с большим энтузиазмом нежели приказ убрать игрушки. Старайтесь вовсе избегать приказного тона в общении с ребенком, в перспективе это приведет только к отторжению придуманных вами правил.

Привлекайте к уборке других домочадцев

Если малыш всячески игнорирует ваши призывы свершить уборку, просите других членов семьи помочь вам, при этом не скупитесь на похвалу: «Спасибо, папа! Помогаешь мне собрать конструктор. Мне очень приятно!».

Разбивайте процесс уборки на части и давайте конкретные задания

Разобрать всю гору игрушек – сложное задание для малыша, но выполнить несколько небольших действий ему уже гораздо легче. Поэтому давайте ребенку простые конкретные указания: «Собери кубики!» «Поставь коробку с кубиками на полку».
Старайтесь не пропустить момент, когда уже не будет необходимости слишком конкретизировать действия. Т.е. ребенок уже знает, что убрать кубики – это сложить их в коробку. Предоставьте ему возможность собрать все самому и без подсказок. Но в конце обязательно отметьте, как он старался и какой порядок теперь в комнате.
Если малыш все же не желает принимать участие в уборке, то делайте задания еще более короткими – вложите ему в руки кубик и попросите положить его в коробку, потом еще один и так далее. Когда кубики будут сложены обязательно скажите «Ура! Все кубики в коробке».

Показывайте свое позитивное отношение к процессу уборки

Включите веселую музыку и собирайте игрушки приплясывая. А почему бы и нет? Уборка игрушек вполне может стать веселым занятием. Также вы можете устроить соревнования – кто быстрее соберет свою часть игрушек.

Хвалите усилие, а не результат

Не ограничивайтесь штамповыми формами похвалы: «Молодец! Хорошо!», вносите разнообразие в вашу речь: «Я вижу, что ты очень старался», «Тебе должно быть пришлось хорошо потрудиться, чтобы так аккуратно все разложить». Отметьте отдельные моменты: «О! И кубики в коробке и даже все бусинки ты собрал с пола». Такие слова более ценны для малыша, так он понимает, что вы действительно неравнодушны к тем усилиям, которые он затратил.

7 комментариев:

  1. Очень полезная и актуальная для нас тема. Я, честно говоря, прихожу в отчаяние при виде сына, высыпающего все игрушки на пол ((
    Только не совсем понятно: если игрушки постоянно появляются и убираются, как ребенку запомнить, где место каждой конкретной?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, рада, что пригодились мои рекомендации.
      Что касается твоего вопроса. Я не имею в виду, что игрушки должны стоять строго на одном месте, конечно, это невозможно. Но какая-то логика должна соблюдаться - например, одежда хранится в шкафу, кубики в коробке, пазлы на полке. Важно, чтобы ребенок знал, что когда ты говоришь ему "убери игрушки на место", он знал, где это место. Еще когда игрушки аккуратно расставлены на полке и ребенок соблюдает принцип "поработал - убери", то ему очень легко найти, куда поставить игрушку, т.к. только это будет пустым. Как-то сложно витиевато получилось, но надеюсь, смогла объяснить)

      Удалить
    2. Поработал - убери- это как раз самое сложное: внимание мгновенно переключается на очередную игрушку (( Чтож, есть еще время до 3х лет. Надо дальше трудиться!

      Удалить
  2. Спасибо, Вика, за то, что щедро делитесь своими знаниями! Всегда с интересом слежу за вашим блогом и узнаю много нового.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за добрый отзыв! Рада, что могу быть полезной)

      Удалить
  3. Вика, мы купили подходящие полочки, пытаемся каждый вечер убирать за собой книжки и кубики, пока получается не очень, но мы стараемся )))

    ОтветитьУдалить
  4. Приятно, что делитесь своими достижениями!) Рада вашим успехам! Пройдет немного времени и все получится! Главное, не наседать слишком на ребенка с уборкой - полочки сами подскажут малышу, куда нужно убирать игрушки)

    ОтветитьУдалить

Leave a comment