Статья опубликована на портале Letidor.ru
http://letidor.ru/article/8_podskazok_kak_nauchit_rebenk_116481/
Разбросанные игрушки довольно часто становятся причиной конфликтов между родителями и детьми. Но стоит ли ссориться из-за такой ерунды? Попробуйте сделать процесс уборки приятным и веселым для всей семьи, тогда просьба убрать игрушки будет вызывать у малыша только приятные ассоциации и не станет обременяющей рутиной. Кроме того, совсем не сложно сделать процесс уборки естественной привычкой в характере ребенка.
Для начала немного теории
Для начала немного теории
В жизни каждого ребенка случается сенситивный период восприятия
порядка. Это то время, когда малыш маниакально настаивает на том, чтобы дверь в
шкафу была закрыта, чтобы игрушки были сложены в определенном порядке и чтобы
на него надели ту пижаму, в которой он привык спать. Этот период довольно
короткий – он длится примерно с 1,5 до 3 лет и наиболее интенсивно появляется именно
в возрасте от 2,5 до 3.
Двух-трехлетние дети чувствуют себя комфортно от того, что
находят привычные вещи в тех местах, где они их оставили. В голове ребенка
формируется восприятие порядка мира вокруг - он узнает о том, что каждый
предмет имеет свое предназначение и свое место. На кухне мы едим, в спальне –
спим, в ванной – моемся. Шкаф нужен для хранения одежды, а холодильник – для
хранения продуктов. Выходя на улицу мы
надеваем обувь, а заходя в дом – снимаем. Все эти знания кажутся нам
естественными сейчас, но когда мы были маленькими детьми, должно было пройти
определенное время, чтобы хаотичный мир вещей обрел структуру и порядок в
голове каждого из нас. Чем привычнее и наиболее предсказуема окружающая
действительность, тем увереннее ребенок перешагнет на следующую ступень своего развития.
Осознание порядка дает детям чувство безопасности, а родителям – шанс
превратить детское стремление к порядку в хорошую привычку. С игрушками все также, как и с ботинками,
которые мы оставляем у порога – у них тоже есть свое место - на полке.
Советы, которые вы прочтете ниже, хорошо подходят для того,
чтобы научить двух-трех летнего малыша поддерживать порядок в своей комнате. Но
и тем, кто пропустил период восприятия порядка или считает его лишь теорией, наши
советы помогут сделать уборку для ребенка приятным и ничуть не обременяющим
процессом.
У каждой игрушки свое
место
Это важное правило организации детского пространства. Используйте
для хранения игрушек удобные полки, ящики, шкафчики, определите для каждой вещи
свое место – кубики в коробке, пазлы на полке, карандаши в стаканчике и т.д. Когда
ребенок будет знать, где что лежит, то просьба «убрать на место» станет для
него более ясной и осмысленной.
Скажите «нет» лишним
игрушкам
Важно не захламлять детскую большим количеством вещей.
Периодически заменяйте игрушки новыми, старые убирайте, через какое-то время
снова меняйте их местами. Оставляйте только те материалы, которые вызывают у
ребенка интерес. Все то, чем малыш сейчас не играет, лучше убрать до лучших
времен или вовсе избавиться как от лишнего хлама.
Поиграл – убери!
Прививайте ребенку привычку убирать на место те игрушки, в
которые он закончил играть. Это легко делать когда малыш предлагает вам
поиграть с ним во что-либо. Вы просто говорите: «Я с удовольствием с тобой
порисую, только давай сначала соберем пазлы в коробку и уберем на место». Почаще
показывайте соблюдение этого принципа на своем примере – взяли почитать книгу,
вернули обратно на полку.
Помогайте ребенку в
уборке
Важно не оставлять ребенка один на один с горой разбросанных
игрушек. Такая картина кого угодно приведет в ужас. Скажите: «Давай я помогу
тебе все сложить на место!». Такой призыв малыш воспримет куда с большим
энтузиазмом нежели приказ убрать игрушки. Старайтесь вовсе избегать приказного
тона в общении с ребенком, в перспективе это приведет только к отторжению
придуманных вами правил.
Привлекайте к уборке
других домочадцев
Если малыш всячески игнорирует ваши призывы свершить уборку,
просите других членов семьи помочь вам, при этом не скупитесь на похвалу:
«Спасибо, папа! Помогаешь мне собрать конструктор. Мне очень приятно!».
Разбивайте процесс
уборки на части и давайте конкретные задания
Разобрать всю гору игрушек – сложное задание для малыша, но
выполнить несколько небольших действий ему уже гораздо легче. Поэтому давайте
ребенку простые конкретные указания: «Собери кубики!» «Поставь коробку с
кубиками на полку».
Старайтесь не пропустить момент, когда уже не будет
необходимости слишком конкретизировать действия. Т.е. ребенок уже знает, что
убрать кубики – это сложить их в коробку. Предоставьте ему возможность собрать
все самому и без подсказок. Но в конце обязательно отметьте, как он старался и
какой порядок теперь в комнате.
Если малыш все же не желает принимать участие в уборке, то
делайте задания еще более короткими – вложите ему в руки кубик и попросите
положить его в коробку, потом еще один и так далее. Когда кубики будут сложены
обязательно скажите «Ура! Все кубики в коробке».
Показывайте свое
позитивное отношение к процессу уборки
Включите веселую музыку и собирайте игрушки приплясывая. А
почему бы и нет? Уборка игрушек вполне может стать веселым занятием. Также вы можете устроить соревнования
– кто быстрее соберет свою часть игрушек.
Хвалите усилие, а не
результат
Не ограничивайтесь штамповыми формами похвалы: «Молодец!
Хорошо!», вносите разнообразие в вашу речь: «Я вижу, что ты очень старался», «Тебе
должно быть пришлось хорошо потрудиться, чтобы так аккуратно все разложить».
Отметьте отдельные моменты: «О! И кубики в коробке и даже все бусинки ты собрал
с пола». Такие слова более ценны для малыша, так он понимает, что вы
действительно неравнодушны к тем усилиям, которые он затратил.
Очень полезная и актуальная для нас тема. Я, честно говоря, прихожу в отчаяние при виде сына, высыпающего все игрушки на пол ((
ОтветитьУдалитьТолько не совсем понятно: если игрушки постоянно появляются и убираются, как ребенку запомнить, где место каждой конкретной?
Света, рада, что пригодились мои рекомендации.
УдалитьЧто касается твоего вопроса. Я не имею в виду, что игрушки должны стоять строго на одном месте, конечно, это невозможно. Но какая-то логика должна соблюдаться - например, одежда хранится в шкафу, кубики в коробке, пазлы на полке. Важно, чтобы ребенок знал, что когда ты говоришь ему "убери игрушки на место", он знал, где это место. Еще когда игрушки аккуратно расставлены на полке и ребенок соблюдает принцип "поработал - убери", то ему очень легко найти, куда поставить игрушку, т.к. только это будет пустым. Как-то сложно витиевато получилось, но надеюсь, смогла объяснить)
Поработал - убери- это как раз самое сложное: внимание мгновенно переключается на очередную игрушку (( Чтож, есть еще время до 3х лет. Надо дальше трудиться!
УдалитьСпасибо, Вика, за то, что щедро делитесь своими знаниями! Всегда с интересом слежу за вашим блогом и узнаю много нового.
ОтветитьУдалитьСпасибо за добрый отзыв! Рада, что могу быть полезной)
УдалитьВика, мы купили подходящие полочки, пытаемся каждый вечер убирать за собой книжки и кубики, пока получается не очень, но мы стараемся )))
ОтветитьУдалитьПриятно, что делитесь своими достижениями!) Рада вашим успехам! Пройдет немного времени и все получится! Главное, не наседать слишком на ребенка с уборкой - полочки сами подскажут малышу, куда нужно убирать игрушки)
ОтветитьУдалить