среда, 1 января 2014 г.

Наша Монтессори-комната 2

Пост с фотографиями нашей первой Монтессори-комнаты - самый популярный в этом блоге. Все больше родителей задаются вопросом как правильно организовать развивающую среду дома, чтобы ребенок мог с интересом и пользой проводить в ней время. Кроме того, родителей интересует вопрос, как хранить игрушки в легкой доступности для ребенка, но при этом избежать вечного бардака в игровой зоне.

Ответы на эти вопросы хорошо известны и неизменны. Я перечислю их еще раз:
- игрушек не должно быть много - лучше менять их периодически. Для ребенка трех лет вполне достаточно около 15  игрушек или развивающих пособий;
- каждый материал должен иметь свое место. Идеально, когда игрушки хранятся на открытых полках
- держите в открытом доступе только те игрушки, которые соответствуют возрасту вашего ребенка
- учите ребенка убирать игрушки за собой, делайте это сами, привлекайте ребенка к помощи.

Сегодня я покажу вам нашу новую среду. Новую - потому что мы поменяли квартиру и мне пришлось снова думать, как организовать для сына его пространство. В нашей нынешнем месте обитания более скромные условия, нежели в прошлом, поэтому пришлось поломать голову.

Но вот, что у нас получилось





Сейчас уже очевидно, что одного шкафа с полками нам не хватает, нужно собирать второй



А вот краткое описание того, что есть сейчас на наших полках:
- комод с различной мелочевкой
- корзинка с фигурками животных
- мозаика


- блоки с цилиндрами
- геометрические тела
- конструктор wedgits
- пазл
- логическое лото


- геометрик
- головоломка с формами
- шершавые цифры
- динозавры:)


- отдельно стоит коробка с деревянным конструктором
в тумбе слева:
- игровой домик
- пазл-вкладыши
- пазл-радуга


- конструктор "Лего"


- в выдвижном ящике прячутся цветные цилиндры, 
- игровые карточки
- розовая башня


Конечно, в нашей комнате есть маленькие стол и стул для Олега


Книги хранятся на нижней полке журнального стола, что крайне неудобно, и я уже всерьез задумываюсь о специальных книжных полках (осталось только придумать, куда их ставить)


У меня часто спрашивают, есть ли у Олега обычные игрушки, не развивающие. Да. Они хранятся в коробке. Их совсем немного, но там все, что составляет область его интересов


А вот наш последний хит - кровать с постельным бельем для мишки. Сыну нравится укладывать медведя спать


Буду рада, если вы поделитесь своими мыслями по организации развивающей среды дома.

Также недавно в комментариях одна из читательниц моего блога задавала вопрос о хранении материалов и игрушек. Я размещу нашу беседу здесь для тех, у кого могут возникнуть подобные вопросы (надеюсь моя уважаемая читательница не будет против) 

Вопрос:
Живем в однушке, поэтому пространство ограничено. Ребенку выделена половина комнаты, где для хранения есть икеевский стеллаж Экспедит открытый и шкаф Стува в котором снизу два выдвижных ящика, а сверху две полки. Дотянутся дочка не может пока только до верхней полки, остальное все получается в зоне ее доступа. Сейчас на стеллаже стоят книжки картонные и обычные игрушки типа посудки, резиновых животных, мягких кубиков и прочего. В шкафу книжки, пазлы, пирамидки и другие развивалки, которые жалко отдавать на самостоятельное растерзание. Но частично она их все равно берет сама. Таким образом я вижу у нас следующие минусы:
- игрушки и развивающие материалы друг от друга не отделены
- в доступе ребенка более чем 10 наименований. 
Может что-нибудь подскажете? 
Если я достаю какую-нибудь игру и усаживаюсь с дочкой, то она может позаниматься нормально, как только оставляю одну, начинается бесцельное раскидывание то одной вещи, то другой. Поэтому хочется как-то упорядочить.

Ответ:
Я не вижу ничего плохого, если игрушки и материалы хранятся вместе, но если у каждого из них есть свое место. Т.е. все в одной коробке и в общей куче - это плохо, а если на полке каждый материал и игрушка имеет свое место - все хорошо.
Я придерживаюсь той точки зрения, что в доступе должно быть до 10 наименований игрушек для возраста до 1,5 лет и 10-15 для возраста от 1,5 до 3. Лучше периодически менять их. По своему ребенку я понимаю, что у нас в доступе слишком много игрушек, когда на полу начинается хаос. Если же игрушек ограниченное количество, то сыну не доставляет труда поддерживать порядок.
Про раскидывание. В этом тоже нет катастрофы, но опять же если материалов немного. Взяла дочка набор карточек, что-то посмотрела, как-то разложила, большую часть раскидала - это то же взаимодействие с материалом. Но когда вы вернетесь, то обязательно предложите ей вместе собрать. Собрать карточки в коробку - это просто даже для малышей, рано или поздно дочка начнет это делать. Но вот если она свалит в одну кучу несколько наборов карточек, еще кубики и пазлы, то разгребать все это придется Вам, что уже не есть конструктивно, конечно.


6 комментариев:

  1. Мне очень нравятся ваши игрушки. Но неужели ребенку их хватает? Т.е. не надоедают ли они изо дня в день? У нас намного больше и ребенку все надоело уже... И куда вы деваете игрушки, которые уже не по возрасту?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я уже не раз писала, что периодически что-то меняю в среде, убираю те материалы, к которым сын теряет интерес. Плюс еще мы занимаемся творчеством, работаем с крупами и водой, занимаемся с дидактическим материалом - все это не стоит в открытом доступе. Да, порой мне кажется, что сыну надоело все и мне сложно придумать чем его занять, но в этих случаях я стараюсь не увеличивать количество игрушек, а гулять почаще и выбираться куда-нибудь из дома, ходить на занятия в детский клуб. Тогда баланс восстанавливается) Игрушки, из которых сын вырос, я отвожу к нашей бабушке или раздаю, но, признаться, мы до сих пор занимаемся с теми материалами, которые мы покупали еще год или более назад.

      Удалить
  2. Спасибо за статью! А материалы для творчества где хранятся? (ножницы, карандаши, пластилин и т.д.). Доступ к ним свободный?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пока в шкафу, доступном только мне, но я уже подумываю как организовать доступную сыну зону для творчества. Покажу потом.

      Удалить
  3. Вика, здравствуйте! Я так рада, что совершенно случайно нашла Ваш блог в интернете! Столько полезной информации для себя нашла, спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рада, что информация оказалась полезной для Вас!

      Удалить

Leave a comment